Автор: ecomobile | 14.08.2011

АФОРИЗМЫ — МЫСЛИ КОНФУЦИЯ


АНАЛЕКТЫ КОНФУЦИЯ

Аналекты (др.-греч. ανάλεκτα — «вычитанное», «подобранное») — собрание цитат, высказываний, ссылок, мелких стихотворений.
В европейской традиции «Аналектами Конфуция» называются «Беседы и суждения» (Лунь Юй).

Искусство жизни заключается в том, чтобы быть настолько здоровым, насколько можешь быть, так долго, как сможешь, и довольствоваться тем, что имеешь.

Золото в чьем-либо сердце гораздо ценнее золота в чьем-то кошельке.

Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы с тобой поступили другие.

Какие бы серьезные болезни ни были у человека, он только усугубляет их, впадая в отчаяние.

Должен ли я объяснять тебе, что есть
истинное знание?
Когда ты узнаешь, что ты знаешь то, что знаешь, и когда ты не знаешь,
что знаешь то,
чего не знаешь, —
ты обретешь истинное знание.

Богатство и знатность составляют предмет человеческих желаний, но благородный муж ими не пользуется, если они достались незаконным путем.

Народ можно заставлять следовать должным путем, но нельзя ему объяснить — почему.

Есть грубую пищу, пить воду и спать на согнутом локте — в этом тоже заключается удовольствие.

Неправедное богатство, при том соединенное с знатностью, для меня подобно мимолетному облаку.

Человек, который не думает о том, что может случиться в будущем, обязательно вскоре столкнется с горестями.

Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим.

Три вида дружбы приносят пользу и три — вред. Когда дружишь с человеком или прямым, или честным, или обладающим большой проницательностью — это приносит пользу; когда дружишь с человеком или неискренним, или изворотливым, или бойким на язык — это приносит вред.

Три вида радости приносят пользу и три вида — вред. Когда радуешься от того, что или поступаешь в соответствии с ритуалом и музыкой, или говоришь о добрых делах людей, или вступаешь в дружбу с мудрыми людьми — это приносит пользу. Когда испытываешь радость от того, что или предаешься расточительству, или праздности, или пирам — это приносит вред.

Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.

Когда мы говорим о ритуале, имеем ли мы в виду лишь преподношение яшмы и парчи? Когда мы говорим о музыке, имеем ли мы в виду удары в колокола и барабаны?

Когда Цзай Во спал днем, учитель сказал: «На гнилом дереве не сделаешь резьбы, грязную стену не сделаешь белой. К чему ругать Во?»

Учитель сказал: «Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела. Я изменил свой подход из-за Цзай Во».

Тот, кто действует, стремясь к выгоде для себя, вызывает большую неприязнь.

Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу.

Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому когда кто-либо поселяется там, где нет человеколюбия, разве он мудр?

Стрела не обязательно пронзает мишень, ибо силы людей не одинаковы. Это древнее правило.

Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины, установи, вызывают ли они у него беспокойство. И тогда, сможет ли человек скрыть, что он собой представляет?


Responses

  1. Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»

    Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

    «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
    В 30 лет — я обрёл прочную основу.
    В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
    В 50 лет — я познал волю Неба.
    В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
    В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

    В этом высказывании весь Конфуций — человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: